Уголовное дело по таинственному исчезновению семьи Усольцевых расследуют три недели, но никаких новых зацепок, проливающих свет на судьбу Сергея, Ирины и 5-летней Арины, увы, нет. Запрос «Усольцевы последние новости» содержит сотни теорий, но не отвечает на главный вопрос: что же случилось с семьей?
Они пропали еще 28 сентября, вышли с турбазы в небольшой поход до скалы Буратинка, но обратно уже не вернулись. Только спустя два дня, 1 октября взрослый сын Ирины понял, что случилась беда, и сообщил в экстренные службы — до этого никто пропавших не хватился.
Полторы тысячи поисковиков, сотрудников полиции и волонтеров прочесывали красноярскую тайгу в поисках семьи или каких-либо следов, которые могли помочь найти пропавших без вести.
12 октября массовую операцию прекратили, к тому моменту погода испортилась окончательно, МЧС рекомендовало свернуть лагерь волонтеров, так как оставаться в лесу стало небезопасно для людей. Это не значит, что поиски завершены окончательно, теперь опасные участки точечно проверяют спасатели и альпинисты.
Следствие рассматривает в качестве приоритетной версию, что с семьей могла случиться беда. А вот вариант, что Усольцевы имитировали свое исчезновение и сбежали, рассматривается косвенно. Он мало вяжется с характеристиками, которые дают Усольцевым родные и близкие. Тем не менее пока со счетов его не списывают.
В тайге с семьей действительно могло произойти разное, говорит Woman.ru инструктор-проводник пешеходного туризма города Красноярск Алексей Исиченко. В этой части леса много туристических маршрутов, но если сойти с пути, то результат может быть непредсказуем.
Когда стало известно о том, что в лесу исчезла целая семья, многие вышли на поиски. Алексей с пятью друзьями приехал 8 октября. Они привезли в помощь продукты питания, топливо, спальные мешки, обогреватели. А потом сами отправились до Буратинки. Данная местность хорошо знакома Алексею — он и сам не раз проходил маршрут до Буратинки с туристами.
«Усольцевы шли к горе обычными проселочными дорогами, лесными тропами. Все эти маршруты известны, промаркированы метками на деревьях, нанесены на карты. Можно в интернете скачать или сфотографировать с большой карты на базе, либо бумажную версию взять с собой, чтобы не сбиться с пути. По мере подъема встречаются буреломы, а ближе к Буратинке уже скалистая местность, идти нужно по курумнику. Это камни разных размеров, есть очень крупные, и между ними порой образуются провалы глубиной по 2–3 метра. Если в такой упасть, не каждый сможет выбраться без помощи, к тому же смотря как упадешь», — рассуждает Алексей Исиченко.
Такие провалы — первая опасность, которая могла встретиться на пути Усольцевых.
Сам по себе маршрут исхожен туристами, но порой деревья, на которые нанесены метки, падают, и главное, вовремя найти следующую отметку, чтобы не сбиться с пути. А значит, был риск, что Усольцевы заблудились, — это вторая опасность.
- Озвучена новая версия исчезновения Усольцевых — она меняет все
«Не исключено, что они могли свернуть куда-то не туда, не увидеть отметку. По лесу метки чаще, а вот ближе к скалам их становится менее заметно, ориентироваться сложнее. В темноте легко заблудиться, немного взял не в ту сторону, и все, ничего не видно, особенно в непогоду. Если подняться на гору, то в темное время можно примерно понять, в какой стороне поселок, видно огни, а днем не увидеть», — рассказывает Алексей.
Встреча с дикими животными в тайге — третья опасность, и она вполне реальна.
«В лесу действительно можно наткнуться на зверей. За время походов в этих местах я не раз видел следы диких животных, экскременты. Понимаешь, что где-то рядом недавно был медведь, они живут в тех местах. Стараешься соблюдать меры безопасности или отходишь куда-то на другую дорожку», — отмечает Алексей Исиченко.
Такие встречи могут закончиться трагично, но, как справедливо отмечают охотники, в случае нападения наверняка остались бы следы или одежда.
Четвертое — это карстовые пещеры — промывы, которые образуются из-за разницы в составе пород. Не исключено, что семья могла забраться в такое укрытие, чтобы переждать ночь и спастись от холода, развели там костер и задохнулись от дыма. Либо случилось что-то еще, из-за чего они не поднялись на поверхность.
В поисковом отряде «ЛизаАлерт» тоже не исключали такой версии, тогда на помощь пришли геологи, исследовавшие местность белогорья в 1980-е, они отметили на картах пещеры, чтобы в будущем их можно было проверить. Часть — труднодоступна.
«В целом маршрут до Буратинки не сложный и можно пройти его с ребенком, но Усольцевы вышли почти в обед, а это критично для конца сентября. И это пятая опасность. Три часа в одну сторону, отдых и столько же обратно, а к 18:30 — 19:00 уже темнеет, в лесу и того раньше. Взрослые не могли не понимать, что ночь застанет их в лесу. Затем начался снег. К 8 октября, когда мы были на поисках, внизу сугробы выросли сантиметров на 15-20, а ближе к Буратинке в некоторых местах до 50 см. Зимой высота снега доходит до метра. Предположим, что Усольцевы все еще в лесу, найти пищу в таких условиях очень сложно. Ягод почти нет, грибов тоже не найти, может какую-то кедровую шишку откопаешь», — рассуждает Алексей.
А вот в версию, что они могли уйти заброшенной дорогой до границы с Монголией, гид не верит. Говорит, что пешком не дойдешь, нужен транспорт и дорога далеко не пустующая, а пролегает через много населенных пунктов.
«От Кутурчина, где их машина, им нужно было бы вернуться назад до дороги, частично она асфальтирована, частично грунтовка. По ней ехать в сторону Тувы, на пути много населенных пунктов, есть посты ДПС, никак не проедешь до границы лесами. До сих пор Усольцевых ищут, думаю, что люди больше склоняются к версии, что они остались в лесу, что-то случилось. Но ищут уже самостоятельно, не афишируют, а МЧС ищет себе», — заключил Алексей Исиченко.
Фото: соцсети, личный архив Алексея Исиченко